Память – в Соборе Карельских святых
Прп. Кассиана Соломенского, местночтимого святого, создавшего Петропавловский Соломенский монастырь[1], предположительно считают одним из многочисленных воспитанников прп. Александра Свирского. Так, архимандрит Никодим (Кононов) пишет: «Трудно допустить, чтобы между пустынями учеников Александровых во время их жизни поселился и основал обитель инок совершенно посторонний»[2]. Никаких биографических сведений – где и когда родился, в какой семье вырос, почему стал монахом – о прп. Кассиане у нас нет. По-видимому, он обосновался на правом берегу пролива между Онежским озером и Логмозером во второй половине 80-х гг. XVI в.[3] Эти земли входили в состав Никольского Шуйского погоста, плотно заселенного карельскими и русскими крестьянами.
Имя прп. Кассиана впервые встречается в жалованной грамоте новгородского митрополита Варлаама, данной соломенским монахам в 1592 г. в ответ на их челобитье: «Се яз господин пресвященный Варлам, митрополит Великого Новагорода и Великих Лук, пожаловалъ есми старца Касьяна и всю братью Обонежские пятины Шуйского погоста с Соломани с Онежского берега пустынного местечка особного монастыря Святых Верховных Апостол Петра и Павла»[4]. Ранее старцы жаловались, что «тот их монастырек местечко убогое, Государева деи жалованья, руги и вотчинки к тому монастырю нету, питаютца деи они в мире Христовым именем»[5]. Архиерейская грамота освобождала «Соломенскую новопоставленную пустыньку» от митрополичьей дани, «подъезда» и некоторых других пошлин, а также наделяла ее судебными льготами.
Деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла был освящен в 1589/1590 г., «при благоверном Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче Всея Росии и при Митрополите Новгородском Александре». Об этом свидетельствовала надпись на холщовом антиминсе, найденном в Сретенской церкви[6] «при переплете старинного служебника под кожею»[7]. Для своей обители прп. Кассиан сумел получить от царей Федора Ивановича (в 1596 г.) и Василия Шуйского (в 1608 г.) небольшую вотчину – несколько пустошей по соседству («Деревянная за Онегом озером», «на верхнем Бесовце», «на Логморучье»)[8]. Таким образом, под конец жизни основателя собравшаяся вокруг него братия имела все самое необходимое – храм, кельи, землю. О том, что представлял собой Соломенский монастырь после прп. Кассиана, можно узнать из писцовой книги 1628–1629 гг.: «В Шуйском погосте на устье реки Шуи у Онега озера на берегу на Соломяни пустынька, а в ней церковь Святых Апостолов Петра и Павла с трапезою… Сосуды церковные деревянные, кадило медянное, ризы и стихари Поповские и Дьяковские полотняные, оплечья выбойка Турская… На колокольне два колокола, весом по пуду. А в церкви образы и книги, и свечи и ризы, и все древнее строенье тое ж пустыни Строителя старца Касьяна. А около пустыни ограда за метом, да двои ворота, одне святыя, а другия задния. Да в той же пустыне на монастыре в келье Строитель старец Илья, в келье Келарь старец Тихон, да четыре кельи братских, а в них четыре старца, да две кельи пустыя… Пашут они тое пашню своими труды… Под деревнею, что был починок на Логморучье мельница колесная, немецкое колесо»[9].
Прп. Кассиан основал обитель на важнейшем для средневековой Карелии торговом пути из Поморья в Новгород. У соломенских монахов на краткий отдых останавливались богомольцы, направлявшиеся в Соловецкий монастырь. Возможно, с прп. Кассианом встречался известный монах-книжник Иона Соловецкий, пробиравшийся санным путем из Палеостровского монастыря в Тихвин зимой 1599/1600 г. Во всяком случае, он оставил в своем «дорожнике» краткую запись о пребывании «в Соломяни Петровском монастырьке»[10]. Позднее этой же дорогой попадали на Кончезерский завод, открытый в 1707 г., и первый российский курорт Марциальные воды, куда ездили на лечение с 1718 г.[11] Очевидно, в те годы обитель нередко принимала высоких гостей: Петра I с его семейством, князя Александра Даниловичу Меньшикова, заводское начальство. Приходили на богомолье и жители соседней Петровской слободы, основанной в 1703 г. при строившемся оружейном заводе в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро.
По преданию, Петр I во время пребывания на олонецких водах «сам выгнул и устроил кресла и отдал их в Соломенскую церковь для сидения священнику в алтаре, в положенное время при богослужении»[12]. В монастырской ризнице долгие годы хранилась «риза, сшитая царевною Софьею Алексеевной из белого холста с оплечьями турецкой парчицы, обложенными крашениною, и два плетеные шелковые пояса»[13]. Особо почитаемой святыней был находившийся в алтаре, на одной из икон, «небольшой сребропозлащенный крест, похожий на наперсный, с частями мощей неизвестно каких святых»[14].
В начале 20-х гг. XVIII в. «малобратственный» Соломенский монастырь был приписан к Троицкому Клименецкому монастырю, а в 1764 г. закрыт и обращен в приход. Приехавший сюда священник увидел несколько стоявших на берегу деревянных построек: уже довольно обветшавшую Петропавловскую церковь («холодная, крыта тесом, глава обита чешуею», «сосуды медные и оловянные»), колокольню «на церковном крыльце на четырех столбах, на ней три колокола», три кельи, покосившиеся погреб, два амбара, баню и ригу[15]. За еще крепкой монастырской оградой располагалась часовня Сретения Господня «в твердости»[16].
В последней четверти XVIII в. олонецким (впоследствии санкт-петербургским) купцом Ильей Яковлевичем Кононовым по духовному завещанию его отца петрозаводского купца Якова Кононова в Соломенном были построены две каменные церкви: Сретения Господня с двумя приделами во имя Успения Божией Матери и равноапостольных царей Константина и Елены[17]; апостолов Петра и Павла с двумя приделами во имя пророка Илии и праведной Анны (1798 г.)[18]. К приходу относились часовни во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1890 г.) в Логморучье, вмч. Георгия при деревне Лех-наволок, «при ней кладбище издревле»[19], а также церковь вмч. Димитрия Солунского (1859 г.) и рядом с ней старинная часовня во имя того же святого в деревне Сулажгора[20].
Соломенские жители, несомненно, помнили о когда-то существовавшем в их приходе мужском монастыре и его основателе, хотя особых празднеств в честь прп. Кассиана не устраивали[21]. Память святого чтилась совершением панихид. В 1909 г. редакция «Олонецких епархиальных ведомостей» обратилась с просьбой к читателям присылать сведения о жизни и подвигах местночтимых «обонежских пустынножителей», в том числе и прп. Кассиана, «от каких недугов считается старец особенно скорым помощником-целителем»[22]. Удалось ли собрать тогда какие-либо материалы, неизвестно.
Оба соломенских храма были закрыты в 30-е гг. ХХ в.[23] В Петропавловской церкви разместилась начальная школа. Со времени финской оккупации до 1962 г. здесь снова проводились богослужения. Затем в переоборудованном церковном здании устроили детские ясли (существуют до настоящего времени)[24]. Сретенская церковь в 1996 г. была передана Карельской и Петрозаводской епархии, в 2003 г. ее освятили после реконструкции. В современном Соломенском приходе наравне с прп. Кассианом почитается строитель старец Симеон[25].
[1] Ныне район города Петрозаводска.
[2] Никодим (Кононов), архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники: Исторические сведения о церковном их почитании // ОЕВ. 1905. № 5. С. 167.
[3] Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: очерки социальной и аграрной истории XVII века. Петрозаводск, 1998. С. 214.
[4] Опубл. в кн.: АИ. СПб., 1841. Т. 1. С. 453–454. № 237; Материалы по истории Карелии XII–XVI вв. Петрозаводск, 1941. С. 330–331. № 262.
[5] Там же.
[6] Каменная Сретенская церковь была построена уже после упразднения Соломенской пустыни.
[7] Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, церковными и иераршими грамотами. М., 1871. С. 90.
[8] Грамоты не сохранились, они упомянуты в писцовой книге 1628–1629 гг. См.: Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 92.
[9] Цит. по: Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 166–167.
[10] Морозов Б. Н. Странствия книжника Ионы Соловецкого по Онежскому и Ладожскому озерам в конце XVI – начале XVII в. // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 113.
[11] Капуста Л. И. Марциальные Воды. Страницы истории первого русского курорта. СПб., 2006.
[12] Позднее стулья были подарены священником Соломенского прихода Иоанном Ухотским изучавшему историю местных монастырей Е. В. Барсову. См.: Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 95.
[13] Замечательные местности в Петрозаводском уезде // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1858 г. СПб., 1858. С. 125. Впрочем, Н. Я. Озерецковский пишет, что «холстинные ризы с шелковым оплечьем» были дарованы пустыни царем Федором Ивановичем. См.: Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 122. Е. В. Барсов сообщает, что они были «шиты собственными руками царицы Прасковьи Федоровны и пожалованы ею в церковь в проезде ея к Марциальным водам». См.: Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 95.
[14] Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 95.
[15] РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457. Л. 39–42.
[16] Там же. Л. 41 об.
[17] В исторической литературе и архивных документах встречаются разные даты постройки и освящения Сретенской церкви. По мнению Е. В. Барсова, она была возведена в 1775 г. и освящена в 1780 г. См.: Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы… С. 94. В «Главной церковной и ризничной описи» говорится о ее строительстве Кононовым в 1792 г. См.: НА РК. Ф. 129. Оп. 1. Д. 4/70. Л. 1. Клировые ведомости сообщают, что Сретенская церковь была поставлена в 1786 г. См.: НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 5/62. Л. 9.
[18] НА РК. Ф. 129. Оп. 1. Д. 5/62. Л. 10.
[19] НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 5/62. Л. 9 – 14 об.
[20] НА РК. Ф. 126. Оп. 1. Д. 5/62. Л. 10.
[21] По сведениям за 1861 г., в Соломенском приходе праздновались дни памяти: в Сулажгоре – свмч. Власия и вмч. Димитрия Солунского, Логморучье – прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, Лех-наволоке – Покрова Божией Матери и вмч. Георгия, Шликин (Шлык)-наволоке – Тихвинской иконы Божией Матери и свмч. Антипы. См: НА РК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 39/444. Л. 22 об. – 23.
[22] От редакции // ОЕВ. 1909. № 33. С. 827–828.
[23] НА РК. Ф. Р-689. Оп. 5. Д. 35/233. Л. 38. В 1931 г. была закрыта часовня в деревне Логморучей. См.: Там же. Л. 61.
[24] Петрозаводск: 300 лет истории: Документы и материалы. Петрозаводск, 2003. Кн. 3. С. 482–483.
[25] Сорокина Т. В. Кассиан и Симеон Соломенские, основатели Соломенской Петропавловской пустыни в Олонецком крае // Подвижники благочестия Петрозаводской и Карельской епархии XVI–XX веков: к 20-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии: Олонецкий патерик. Ч. 2. Петрозаводск, 2009. С. 12–14. Старец Симеон в 1682 г. получил царскую грамоту, которая подтверждала владение Соломенского монастыря землями «по прежнему впредь вечно». Ранее он с братией жаловался на крестьян деревни Верхний Бесовец и Деревянской волости, не плативших им долгие годы полагавшегося оброка за монастырские пашенные поля, взятые в аренду. См.: Карелия в XVII веке: Сборник документов. Петрозаводск, 1948. С. 255–256.