Новые материалы из Национального музея РК о состоянии Клименецкого монастыря в 1945 г.


В научном архиве НМРК хранится небольшая, но вместе с тем уникальная часть материалов, полученных в ходе обследования памятников архитектуры Заонежья и Беломорья в 1945–1946 гг. [1] Как известно, в Карелии сразу после окончания войны по заданию Комитета по делам архитектуры при Совете народных комиссаров работала экспедиция во главе с архитектором А.Н. Буйновым. Картонные карточки небольшого размера, отпечатанные в петрозаводской типографии им. Анохина (с грифом «картотека памятников архитектуры»), и рукописные акты, составленные при осмотре зданий, подшиты в произвольном порядке в одно дело вместе с бумагами более поздних обследований, проводившихся А.В. Ополовниковым и другими исследователями.


В деле из научного архива НМРК находятся оригинальные паспорта на следующие церкви и часовни: 


· Николаевская церковь в селе Деревянное Прионежского р-на;


· Церковь святых Елисаветы и Захарии в Клименецком монастыре; 


· Никольская церковь в селе Сенная губа Заонежского р-на;


· Часовня Ильи пророка в деревне Телятниково Заонежского р-на;


· Троицкая часовня в селе Яндомозеро Заонежского р-на;


· Покровская часовня в деревне Зажогино Заонежского р-на;


· Предтеченская часовня в деревне Вороний остров Заонежского р-на;


· Часовня в деревне Сидорово Заонежского р-на;


· Колокольня в селе Сумпосад Беломорского р-на;


· Церкви в селе Шуерецкое Кемского р-на.


Как видим, в поле зрение архитекторов попал бывший Клименецкий монастырь, располагавшийся в южной части о. Большой Клименец в Онежском озере. В начале 20-х гг. ХХ в. местные власти пытались организовать на монастырских землях советское хозяйство и при нём летнюю детскую трудовую колонию. Однако незначительные размеры пашни, запущенность сенокосных угодий, нехватка рабочих, особенно в летнее время (скотницами и огородницами были клименецкие монахини пожилого возраста), вскоре вынудили уездный земельный отдел отказаться от этой затеи [2]. Позднее в бывших монастырских постройках разместился Центральный дом инвалидов УСО НКВД АКССР (в 1950 г. он был закрыт, инвалидов перевели на о. Валаам в Ладожском озере). Часть его обитателей вместе с богомольцами, продолжавшими приходить «по обету в разное время», и жителями окрестных селений посещали богослужения, проводившиеся в двух монастырских храмах иеромонахом Амвросием и священником Иоанном Федоровичем Поповским [3]. В 1924 г., несмотря на просьбы местной общины верующих, монастырская церковь во имя преподобного Ионы Клименецкого была закрыта и в следующем году передана дому инвалидов [4]. В 1929 г. последние 11 монахинь вынужденно покинули закрытый монастырь [5]. 


Итак, архитекторы А.Н. Буйнов и И.К. Рыбченко приехали на остров 15 сентября 1945 г. для осмотра каменной церкви во имя святых Захарии и Елизаветы, возведённой в 1757 г. на средства императрицы Елизаветы Петровны и обновленной в 1840 г. Как и другие монастырские строения, она находилась в ведении республиканского Наркомата социального обеспечения. «Состояние неудовлетворительное, протекает местами крыша, снята главка, внутреннее оформление нарушено», – записал в карточке А.Н. Буйнов. «Верх церкви снят, но впечатление от церкви хорошее. Простые архитектурные формы и детали довольно близки к архитектуре Новгорода». Московские специалисты пришли к единодушному заключению, что «церковь необходимо сохранить». Её включили в «Список церквей и часовен памятников архитектуры, состоящих на учёте Управления по делам архитектуры при Совете министров КФССР» [6].


Акт, подписанный архитекторами и директором инвалидного дома (см. приложение), содержит ценную для исследователей информацию о послевоенном состоянии всего комплекса бывших монастырских зданий. Исторические сведения А.Н. Буйнов взял из многотомного издания «Живописная Россия» (1881), справочника В.В. Зверинского, а также работы Е.В. Барсова [7]. Необходимо уточнить, что в акте сообщается о составе монастырского ансамбля до страшного пожара, случившегося 15 апреля 1902 г. Тогда огонь уничтожил деревянные церкви – недавно отремонтированную девятиглавую Троицкую («древний монастырский собор» был возведён в 1712 г., каменный фундамент под него подвели в 1878 г., обновили в 1901 г.) [8] и Никольскую (стояла в 10 саженях от первой, построена в 1719 г., перенесена на другое место в 1848 г., перестроена в 1876 г.) [9], а также братские корпуса [10]. Паломники, побывавшие в обители в 1905 г., делились впечатлениями об увиденном с читателями местной газеты: «Климецкий монастырь в настоящее время представляет грустную картину. В монастыре только одна маленькая каменная церковь, под которой почивают мощи преподобного Ионы. Кроме этой церкви есть несколько (три-четыре) домов не вполне достроенных. Пожар, бывший три или четыре года назад, уничтожил красивый большой храм во имя св. Троицы и маленькую церковь и три больших дома, о них напоминают только груды мусора» [11]. 


Сгоревшие храмы более не восстанавливались по тривиальной причине – не хватало средств. В надежде поправить бедственное положение некогда богатого мужского монастыря в 1906 г. епархиальные власти преобразовали его в женский [12]. Таким образом, предположение финского исследователя Ларса Петтерссона (с ним согласен и М.И. Мильчик [13]) о том, что Троицкая церковь была разобрана в 20-е гг. ХХ в., ошибочно. К моменту закрытия Клименецкого монастыря в его усадьбе находились две церкви – каменная во имя святых Захарии и Елисаветы и деревянная во имя преподобного Ионы Клименецкого, построенная ещё до пожара и освященная 1 октября 1905 г. (она не пострадала, так как находилась в отдалении, у самой окраины леса к северу) [14]. В документах 20-х гг. ХХ в. они называются «старинной каменной» и «новой деревянной». Именно в церкви преподобного Ионы с арочными окнами была устроена столовая дома инвалидов.


Колокольня (1851–1853 гг.) стояла при входе с пристани в каменную монастырскую ограду. Возвышаясь на 13 саженей, она была прекрасным ориентиром для проплывавших мимо острова судов. Из семи её колоколов самый большой весил 50 пудов 27 фунтов. К 1945 г. сохранился только нижний ярус колокольни, поэтому «как памятник архитектуры она потеряла свою ценность».


Кроме церквей и колокольни, в акте названы две часовни – каменная и деревянная. По архивным данным, дощатая Никольская часовня была устроена в 1872 г. поблизости монастыря (в 12 саженях) на берегу озера вместе с новой пристанью [15]. Каменная часовня в монастырских документах нигде не упоминается. Скорее всего, архитекторы приняли за неё башню-келью в юго-восточном углу ограды.


Как видно из акта, каменные колокольня, ограда и башня-келья были полностью разобраны сразу после войны. Деревянные здания использовались сначала для нужд инвалидного дома, а позднее для пионерского лагеря. До наших дней от монастырского комплекса сохранилась в переделанном виде одна церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, в которой под спудом по-прежнему находятся мощи основателя монастыря. Остатки стенной росписи ещё можно разглядеть в алтарной части. Какова дальнейшая судьба редкого для Карелии каменного храма середины XVIII в., сказать сложно. 


Приложение

АКТ


Селение Клименцы Сенногубский сельсовет Заонежского района КФССР. 15 сентября 1945 г.


Мы, нижеподписавшиеся представители комитета по делам архитектуры при СНК – архитектор Буйнов А. Н., архитектор Рыбченко И. К. и директор инвалидного дома Амосов Н.В., составили настоящий акт в том, что при осмотре бывшей территории Клименцкого монастыря установлено следующее:


Монастырский комплекс расположен на берегу Онежского озера, построен в XVII и XVIII в. Состоял из трёх каменных зданий: колокольни, церкви, часовни и каменной ограды, трёх деревянных зданий церкви, двух жилых двухэтажных корпусов и часовни.


Здания монастыря были частично приспособлены под инвалидный дом, но каменная колокольня, церковь и часовня не использовались и лишь в 1944 г., т.е. после окончания войны с финнами, церковь была переделана под общежитие, а колокольня и кирпичная ограда были разобраны на кирпич для устройства печей, которые были разрушены во всех домах. Деревянная церковь, построенная в XIX в., переоборудована под клуб-столовую. Деревянная часовня – под пожарный сарай. Во всех зданиях церквей и часовни внутреннее убранство нарушено. В каменной церкви местами на стенах видна живопись XIX в. из-под краски. Колокольня, часовня и каменная ограда разобраны с разрешения государственной комиссии по учету ущерба, нанесенного врагом.


В настоящее время состояние памятника архитектуры монастырского комплекса таково, что за исключением здания церкви, могут быть вычеркнуты из списка. Здание церкви с наружней стороны представляет еще интерес и должен быть сохранён в существующем виде, не производя никаких переделок без ведома Управления по делам архитектуры КФССР.






Подписи:


Архитектор Буйнов


Архитектор Рыбченко


Директор инвалидного дома наркомата соц. обеспечения Амосов


ЛИТЕРАТУРА

1. Научный архив НМРК. Д. 3672. «Церкви и часовни».


2. НА РК. Ф. 109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 24.


3. НА РК. Ф. 689. Оп. 1. Д. 8/75. Л. 56. 


4. НА РК. Ф. 689. Оп. 1. Д. 8/75. Л. 65, 125.


5. НА РК. Ф. 689. Оп. 5. Д. 35/234. Л. 141.


6. НА РК. Ф. 310. Оп. 1. Д. 2/25. Л. 1–5.


7. Живописная Россия. СПб., 1881–1901; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897; Барсов Е.В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871.


8. ОГВ. 1901. № 90; НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 60/1. Л. 8.


9. НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 60/1. Л. 8.


10. ОГВ. 1902. № 44; Кожевникова Ю.Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII – начале ХХ в. Петрозаводск, 2009. С. 156.


11. ОГВ. 1905. № 77.


12. Кожевникова Ю.Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII – начале ХХ в. Петрозаводск, 2009. С. 158.


13. Мильчик М.И. Заонежье на старых фотографиях. СПб., 2001. С. 59.


14. ОЕВ. 1905. № 21. С. 622.


15. НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 60/1. Л. 8.